Перспективы
Федеральным законом 'О внесении изменений в Федеральный закон 'Об охране окружающей среды' и отдельные законодательные акты Российской Федерации', подписанным Президентом РФ 21 ноября 2011 г. и направленным на повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга, предусматривается создание правовой основы функционирования единой государственной системы мониторинга радиационной обстановки на территории России.
Создание самой системы последовательно осуществлялось с 1992 г. в рамках федеральных целевых программ, в декабре 2010 г. в НПО «Тайфун» (г. Обнинск) запущен головной центр системы, объединивший в единую сеть более 1500 постов радиационного контроля Росгидромета (1312 постов) и Росатома.
Новым законом внесены необходимые изменения в Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» и ещё в 24 федеральных закона, которыми регулируются вопросы проведения отдельных видов мониторинга. Поправки внесены для закрепления принадлежности разных видов мониторинга к единой системе государственного экологического мониторинга, а также для обеспечения единства применяемых терминов.
Принятие закона позволит обеспечить реализацию конституционных прав граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также создать информационную основу принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды, и , в частности, в области мониторинга радиационной обстановки на территории России.
Законом предусматривается совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды, решаются накопленные проблемы обеспечения органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, общественности и населения исчерпывающей информацией, необходимой для принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды, а также оценки их эффективности, в данном случае - информацией государственного экологического мониторинга. Это такие проблемы, как отсутствие координации деятельности, неопределённость задач и полномочий органов, а также несовместимость, недоступность и разобщённость получаемых данных.
Реализация Федерального закона позволит создать информационную основу управления качеством окружающей среды и выстроить необходимую обратную связь от качества среды к стратегиям социально-экономического развития Российской Федерации и её территорий, документам территориального планирования, федеральным и региональным программам в области охраны окружающей среды, разрешениям на негативное воздействие, к реагированию на негативные изменения среды органов экологического надзора и правоохранительных органов.
Выполнение задачи по повышению эффективности организации государственного экологического мониторинга обеспечивается двумя решениями.
Первое - законом в единую функциональную систему объединяются 14 существующих видов государственного экологического мониторинга.
Второе - предусматривается создание единого государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, который должен стать основой принятия управленческих решений. Предусмотренное законом единство (совместимость и сопоставимость) данных и информационных ресурсов достигается посредством определения общего порядка формирования единого государственного фонда данных и возложения на один федеральный орган исполнительной власти функций по координации его ведения. При этом предусмотрено совмещение (по принципу распределённой базы данных) не только информационных ресурсов различных видов мониторинга, в том числе мониторинга радиационной обстановки, но и данных государственного учёта объектов негативного воздействия и данных государственного экологического надзора и производственного экологического контроля.